Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 "Золотой ключик"
| Распорядительные акты о зачислении детей
Специальный
раздел

Наши группы
  • Группа "Солнышко"
  • Группа "Полянка"
  • Группа "Бусинка"
  • Группа "Ягодка"
  • Группа "Ромашка"
  • Группа "Лунтик"
  • Группа "Незнайка"
  • Группа "Гном"
  • Сайты педагогов
  • Насонова Н.А.
  • Судаева Е.П.
  • Еничева О.Д.
  • Левченко А.О.
  • Шиховцева В.В.
  • Всегда на связи
  • Форум: Вы срашиваете, мы отвечаем
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
  • Телефоны и электронные адреса служб
  • Категории раздела
    Мои статьи [9]
    Наш опрос
    Уважаемые родители! Приоритетным направлением развития детей в детском саду является:
    Всего ответов: 47
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    "Использование сенсорно-графических схем и мнемотехники в работе с дошкольниками"
    "Использование сенсорно-графических схем и мнемотехники в работе с дошкольниками"

    Выступление Селедцовой Ирины Сергеевны. Воспитатель старшей, подготовительной группы, первая квалификационная категория.

     

    Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

    Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

    При обучении составлению рассказов описаний на начальном этапе можно использовать сенсорно-графическую схему В.К.Воробьёвой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогает определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде. Схема составляется в ходе обследования, поэтому дети имеют возможность закрепить действия замещения. Например, при рассматривании яблока детям предлагаются следующие вопросы:

    - Что нам поможет увидеть яблоко – его форму, цвет, величину? Правильно, глаза. (На табло помещается карточка с изображением глаза) Мы посмотрели и увидели, что оно … красное (на табло помещается карточка, обозначающая красный цвет), круглое (карточка с изображением круга).

    Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса и т. д.

    Изучив принцип работы со схемой, и немного видоизменив, мы сделали ее более универсальной и оформили в виде обучающего панно «Поможем Незнайке».  С одной стороны для описания овощей и фруктов, а с другой стороны для составления описательных рассказов о животных.

    Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:

    глаз – дети выставляют цветовые пятна; какую форму имеет сам предмет или его части; обозначают величину предмета.

    рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например, из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;

    нос – есть запах или его нет;

    язык – картинки, обозначающие вкусовые качества;

    дерево – где овощ или фрукт выращен;

    посуда – что можно приготовить из этого овоща (фрукта).

    Для описания животных (на обороте панно).

    Это обучающее панно можно начинать использовать с детьми среднего дошкольного возраста.

    Со старшими детьми мы используем наглядную модель, которая объединила в себе сенсорно-графическую схему В.К.Воробьевой и модели, рекомендуемые Т.А.Ткаченко  (показ панно).

    (Демонстрация записи фрагмента занятия по составлению описательного рассказа о буром медведе)

              Детям нелегко дается сравнение предметов. Для обучения дошкольников старшего возраста сравнительному описанию мы использует то же панно. Я предлагаю вам посмотреть как проходит работа по составлению сравнительного рассказа – описания.

    Для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события мы в своей работе используем модели «солнышко» и «ладошка». Каждый лучик солнышка – это определенная характеристика какого-то объекта. (показ фрагмента).

    Модель "Ладошка": На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например, зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий, ловкий, быстрый.

    http://www.maaam.ru/upload/blogs/f94380a9390ac5634dd9137bef1aac07.jpg.jpg

    Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.

     

     

    В группе мы создаем для детей максимально возможные условия для  рассуждения. Учим детей самостоятельно мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свои мысли  это важная задача при использовании мнемотехники в развитие речи детей. Данная методика позволяет значительно сократить время обучения.

    Мнемотаблица  помогает детям выделить в предметах или явлениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание загадки. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме  могут изменяться в зависимости от содержания загадок и скороговорок.

              Загадка - это полезнейшая интеллектуальная гимнастика. Начинается она с обучения ребёнка грамматически правильно строить предложение, составлять загадки, повторять, опираясь на схему скороговорки.

    Для этого мы используем следующую схему

    http://www.maaam.ru/upload/blogs/0936432fd46b55e9000394642d878835.jpg.jpg

    (видеопоказ составления детьми загадок)

    Почему дети неправильно дают ответ на поставленный вопрос (загадку)

    -Невнимательно слушают текст ;

    - Не понимают текста: полностью или частично;

    - нет достаточных знаний о предмете или явлении;

    - не могут правильно сравнить, обобщить, проанализировать

              Загадка, соединенная с мнемотаблицей, способствует развитию наглядно-образного мышления; лучше осмысливается содержание; поминание лучше происходит в перекодированном виде. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.

               

    Обогащение словаря детей происходит за счет многозначности слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    На зеленой хрупкой ножке

    Вырос шарик у дорожки.

    Ветерочек прошуршал.

     И развеял этот шар.

    (одуванчик)

    Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы.   Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения с использованием таблиц и символов.

    Есть слово хитрое одно:
    Комар и бабочка оно,
    Оно - кузнечик и сверчок,
    Оса, пчела и паучок.
    (Насекомое)

    Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания

     

    Круглые, красные, растут на грядке, на зиму их засаливают в банки.

     

    Детям нравится отгадывать и составлять  загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого умственного состязания. Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу.  

    Использовать в мнемосхемы и мнемотаблицы в работе довольно интересно. Мне очень нравится использовать мнемотаблицы для разучивания чистоговорок в процессе автоматизации или дефференциации звуков.  Мы используем разные мнемотехнические приемы, например:

    1.     Рисунки-символы или иллистрации, расположенны согласно тексту

    «В огороде у Федоры - помидоры, за забором у Федоры – мухоморы». (Автоматизация звука Р).

    (Показ мнемосхемы)

    2.      Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки расположенные последовательно друг за другом (мнемодорожки) соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы. (Пример)

    3.     Содержание чистоговорки  обозначено картинкой. К каждой последующей картинке ведет красная стрелочка.

    Как работать с мнемотаблицей

    1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.

    2 шаг. Чтение взрослым скороговорки, указывая на подходящую картинку по тексту . Повторить несколько раз.

    3 шаг. Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводит часть текста, в соответствии с картинкой. Повторить несколько раз.

    4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст. Пользуясь мнемотаблицей.

    (Видеопоказ индивидуальной работы)

     

    А также в дополнение можно использовать наглядные модели для заучивания скороговорок, пословиц, поговорок, крылатых выражений которые помогают понять смысл и затем легче запомнить их. Например: «Красна птица пером, а человек умом».

    Работая с детьми  по технологии мнемотехники нами изготовлены картотеки по загадкам, чистоговоркам, и скороговоркам (видеопоказ).

     

    Мы всегда должны помнить, что ребенок испытывает радость от занятий только в тех случаях,                                                                                                             

     - если ему это интересно;

      - если у него что-то получается;

      - если его понимают;

      - если его принимают таким, каков он есть.

     

    Закончить свое выступление я хочу просмотром записи логоритмической игры, при разучивании которых  мы также используем мнемотаблицы.

    (Видеопоказ ………)

     

    Пройдёт совсем немного времени, и наши дети пойдут в школу. От того, как развита речь ребёнка, зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы.

     

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: заведующая (19.04.2013)
    Просмотров: 8355 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    0
    1 KolpachokLype   [Материал]
    http://семена-конопли.com/regular-seeds/Galaxy_reg.html - Galaxy отличной генетики и высокого качества
    Фирма "Колпачок" уже несколько лет занимает лидирующую позицию на рынке семян канабиса. Наша продукция имеет
    высокое качество, а всхожесть семян просто невероятно высок – 99%, что обусловлено тем, что выращивая семян главным нашим ориентиром является медицинскую сферу его использования,
    так как именно здесь предъявляются наивысшие требования к экологической чистоте и качеству семян.
    абсолютно полностью вся ответственность за качество, за соответствие сортов и за доставку продукции полностью лежит на мы, поэтому мы стремимся предоставить Вам товар
    высочайшего качества и организовать его транспортировку с соблюдением всех норм по безопасности. таким образом мы хотим сделать все возможное, чтобы Вы остались довольны результатом сотрудничества с нашей фирмой вот http://семена-конопли.com/feminised/Jack_Herer_Feminised_Green_House.html - http://семена-конопли.com/feminised/Jack_Herer_Feminised_Green_House.html Jack Herer Feminised Green House. Kупить семена конопли почтой.
    стоимость на товар мы стараемся держать на низком уровне, что, при высочайшем качестве
    семян, делает работу с нами практичным и легким.
    вид транспортировки семян Вы имеете полное право выбрать самостоятельно, исходя из Ваших
    предпочтений, но какой бы способ доставки ни был бы выбран Вами, любой из них предполагает полное соблюдение
    норм сохранности и неприкосновенности товара.
    социалки
    https://ok.ru/profile/575580696037
    https://www.facebook.com/profile.php?id=100013677274211
    https://twitter.com/coolpachek
    https://www.instagram.com/semenakonopel/
    https://vk.com/id379687035
    https://plus.google.com/u/1/114661455056162047972
    т. +38(099)76-66-563

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Вход на сайт
    Поиск
    Для Вас, родители
  • Концептуальные основы ФГОС ДО
  • Порядок приема в МКДОУ
  • Воспитываем вместе
  • Играем вместе
  • Полезные ссылки
  • Полезные ссылки
  • Министерство образования РФ
  • Российское образование
  • Министерство Ирк.области
  • Единое окно доступа к обр.ресурсам
  • Единая коллекция цифровых обр.ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образ.ресурсов
  • Наши коллеги
  • МКДОУ д/с №2
  • МКДОУ д/с №5
  • МКДОУ д/с №8
  • МКДОУ д/с №13
  • МДОУ д/с №15
  • МДОУ д/с №16
  • МКДОУ д/с №20
  • МДОУ д/с №22
  • МБДОУ д/с №32
  • Наши достижения
  • Достижения педагогов
  • 2012 - 2013
  • 2013 - 2014
  • 2014 - 2015
  • Достижения воспитанников
  • 2012 - 2013
  • 2013 - 2014
  • 2014 - 2015
  • Архив
  • 2012 - 2013
  • 2013 - 2014