Проведение утреннего сбора с дошкольниками.
Насонова Н.А.
Воспитатель МКДОУ д/с № 1
Любимым «ритуалом» детей и взрослых нашей группы стал утренний сбор. Утренний сбор предназначен в первую очередь, для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. Дети, приходя в детский сад утром, имеют право выбрать где, с кем и чем они хотели бы заниматься, они учатся прислушиваться к себе, пытаются понять свои потребности. Такие ежедневные тренировки способствуют воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность.
Цели и задачи данной деятельности исходят от реальных потребностей детей каждой конкретной группы. Какие же цели может преследовать утренний сбор детей? Вот некоторые из таковых:
- Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
- Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
- Развивать навыки (ведения коммуникации, планирования собственной деятельности т.п.).
- Развитие умения «считывать информацию» об эмоциональном состоянии других людей.
- Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.
- Развивать эмпатию.
- Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т.п.).
- Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
- Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
- Учить внимательно слушать, высказывать конструктивные отношения к высказываниям других.
- Учить делать выбор.
- Учить планировать собственную деятельность.
- Развивать умения договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Структура группового утреннего сбора:
- Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки…)
- Игра (инвариант: решение проблемных ситуаций, тренинг, пение, слушание…)
- Обмен новостями.
- Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, сообщение о новой тематической неделе, презентация центров (их обновление), формулирование идей, выбор деятельности…)
Наш утренний сбор начинается с приглашения ребят в круг. Я приветствую детей и предлагаю поприветствовать друг друга. Обычно, для этого мы используем одну из многих речёвок. Их существует большое количество и некоторые из них можно подобрать к теме недели. Каждую неделю я использую новую речёвку, (за неделю дети обычно заучивают её наизусть).
Затем я предлагаю взять волшебный цветок, и передавая его друг другу, здороваемся персонально с каждым. Здороваться можно по-разному, называя по имени, называя ласково, здороваясь с соседями.
Иногда я предлагаю передать какое-нибудь волшебное приветствие (это может быть прикосновение к ладоням, поглаживание, щекотание). После него обычно даже у самых грустных детей поднимается настроение.
Затем я предлагаю детям зарядиться дополнительной энергией и здоровьем, которое мы получим, используя игры с различными предметами. Для этого выношу волшебный сундучок. В него заранее положены предметы, которые я использую для выполнения упражнений на развитие мелкой моторики: пуговичные коврики, верёвочка, прищепки, платочки, шарики су-джок, шестигранные карандаши (обычно не более 2 по выбору детей). Все действия и манипуляции с предметами проводятся под речевое сопровождение. А для удобства у меня создана картотека специально подобранных считалок и стишков.
Так же я могу вставить в утреннее приветствие малоподвижные и хороводные игры, которые проводятся стоя или сидя, в зависимости от ситуации.
Если утренний сбор проходит в понедельник, я предлагаю рассказать ребятам как они провели выходные и что им запомнилось больше всего, а чтобы дети говорили по очереди я использую всё тот же волшебный цветок.
После того как мы поздоровались и обсудили выходные обсуждаем с детьми тему недели, я рассказываю о планах на сегодняшний день и что интересного их ожидает в центрах развития.
Всё это способствует созданию определённой атмосферы дружбы и взаимопонимания, происходит включение всех детей в активную деятельность всей группы. Даже самые необщительные дети находят возможность высказаться и побороть свою робость. А так же во время утренних сборов у меня есть дополнительные возможности для развития речи, памяти и мелкой моторики.
|