Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1 «Золотой ключик»
г. Бодайбо
Ознакомление с лесным хищником (волком)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Автор: Апельганс Любовь Николаевна
Воспитатель
Цель: Расширить представления детей о диком животном – волке (внешний вид, повадки, образ жизни, способ охоты зимой и летом)
Задачи: способствовать обогащению словарного запаса; развивать речевую структуру языка, память, мышление; учить строить предложения, составлять простой рассказ-описание по модели; развивать логическое мышление.
Воспитывать наблюдательность, доброе отношение к животному миру
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Содержание организованной деятельности детей
В.: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном животном, а о каком, вы узнаете отгадав загадку:
Серый, зубастый
По угодьям рыщет,
Кого съесть ищет.
Д.: Волк.
В.: Правильно, это волк. А сейчас, для вас будет такое задание. В нашей группе размещены картинки с изображение волка из разных сказок. Вам нужно будет их найти и рассказать из какой он сказки, и какой по характеру. (Используются картинки с изображением волка из сказок: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Иван-царевич и серый волк», «Колобок»…) (Приложение 1).
Дети рассаживаются полукругом на ковре и рассказывают о своем сказочном герое (работа в микрогруппах).
«Красная шапочка» - коварный, злой, лживый…
«Лисичка-сестричка и серый волк» - простоватый, доверчивый…
«Волк и семеро козлят» - хитрый, злой, обманщик,…
«Иван-царевич и серый волк» - добрый, верный, …
«Колобок» - простой,
В.: Вот таким мы знаем волка по сказкам, а какой же он на самом деле? Давайте с вами разберемся, а помогут нам волшебные модели и картина «Семья волков» по которой мы составим рассказ о жизни волков (воспитатель вывешивает картину, а рядом модель для составления описательного рассказа о животном и предлагает детям сесть поудобнее на стульях).
В.: Кто изображен на картине?
Д.: На картине изображены волки.
В.: Как вы думаете, где живут волки?
Д.: Волки живут в лесу, это дикие животные. (Педагог обращает внимание на соответствующую схему).
В.: Если бы можно было волка погладить, что бы мы узнали?
Д.: Тело волка покрыто шерстью.
В.: Шерсть, какая?
Д.: Шерсть у волка густая, жесткая, теплая и т.д.) (графическое изображение, обозначающее шерсть.
В.: Какого цвета волки?
Д.: Волки серого цвета (на карточке-схеме изображение цвета).
В.: Какие части тела есть у волка?
Д.: Голова, зоркие глаза, нос, пасть с острыми клыками, уши, туловище, быстрые ноги (на схеме изображение частей тела животного). Это им помогает охотиться, выкармливать детенышей, спасаться от врагов и выживать в трудных условиях.
В.: Как называются детеныши волков?
Д.: Волчата (на модели графическое изображение детенышей).
В.: Да, весной у волчицы рождаются малыши, слепые, покрытые буровато-серым пухом, которых она кормит своим молоком. Волчата похожи на лисят, лишь кончик хвоста у них серый. а у лисят – белый. Все лето родители вскармливают детенышей. И только к осени все вместе покидают свое логово.
В.: Чем питаются волки?
Д.: Волки питаются мясом других животных. Поэтому их называют хищниками.
В.: Правильно, добычей для волков служат различные крупные копытные животные (олени, лоси, кабаны), домашние животные (овцы, коровы, лошади), а также домашние птицы (куры, утки, гуси). Зимой волки ведут бродячую жизнь. Днем они прячутся в зарослях кустарников и по оврагам, а в сумерки и по ночам выходят на охоту целыми стаями. Бегут они друг за другом, лапы ставят след в след. Бежит целая стая, а на снегу след только одного волка. А как называют самого главного волка в стае? (Ответы детей). Когда волки добывают пищу в природе, то в первую очередь их жертвами становятся старые, больные животные. Истребляя их, исключается заражение других животных, и участие их в размножении, что способствует рождению здорового и сильного молодого поколения копытных. Поэтому волка можно считать санитаром леса.
В.: Кто из вас знает, какие звуки издают волки?
Д.: Волки воют у-у-у.
В.: Да, но волки воют по-разному, они сообщают друг другу о найденной добыче, об опасности, которая их подстерегает. Так они разговаривают друг с другом на большом расстоянии.
Описание волка педагог обязательно сопровождает движением указки по составленной модели, тем самым дается образец использования модели в качестве наглядного плана.
Физминутка «Волк и заяц»
(Дети стоят по кругу, руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.)
Раз, два, три, четыре –
(Дети поочередно разгибают пальцы, начиная с указательных и кончая мизинцами.)
Заяц уши оттопырил
(Дети поднимают согнутые руки к голове (изображают «уши»).)
Вот он серый волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
(Педагог выполняет хлопки перед собой (волк щелкает зубами).)
Зайка, я, и ты, и ты,
(Пружинящие полуприседания.)
Быстро прячемся в кусты.
Далее детям предлагается составить описательный рассказ о волках, опираясь на готовую модель. (Приложение 2).
Анализ.
Каждый из вас подумает, как работал на сегодняшнем занятии. Если считает е, что у вас все получилось – возьмите большой квадрат.
Если вы стремились, но у вас что-то не получилось – возьмите средний квадрат.
Если вы считаете, что у вас ничего не получилось – возьмите маленький квадрат.
У некоторых детей спрашиваю, что не получилось, почему?
А сейчас я предлагаю вам встретиться еще раз с волком. Каждый из вас по желанию отправится в различные центры. У нас работает центр «Читайка», в котором вы можете рассмотреть иллюстрации к произведениям о волке, центр Познания, в котором нужно выполнить задания по логическим карточкам (Приложение 3), а в центре «Веселого Карандаша» вы сможете научиться рисовать фигуру волка по схеме (Приложение 4).
Дети отправляются по центрам для выполнения предложенных заданий.
Список используемых источников
- Зотов В.В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ Рис. В. Храмова.-М.: Просвещение, 1993.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. И ст. групп дет.сада: Кн. Для воспитателей дет.сада.-М.: Просвещение, 1999.
- Автор и источник заимствованного иллюстративного материала неизвестен.
|