Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 "Золотой ключик"
| Распорядительные акты о зачислении детей

Наши группы
  • Группа "Солнышко"
  • Группа "Полянка"
  • Группа "Бусинка"
  • Группа "Ягодка"
  • Группа "Ромашка"
  • Группа "Лунтик"
  • Группа "Незнайка"
  • Группа "Гном"
  • Сайты педагогов
  • Насонова Н.А.
  • Судаева Е.П.
  • Еничева О.Д.
  • Левченко А.О.
  • Шиховцева В.В.
  • Всегда на связи
  • Форум: Вы срашиваете, мы отвечаем
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
  • Телефоны и электронные адреса служб
  • Категории раздела
    Мои статьи [9]
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 68
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Развитие речи детей с использованием моделей в работе с детьми старшего дошкольного возраста в НОД.

    Развитие речи детей с использованием  моделей в работе с детьми старшего дошкольного возраста в НОД.

    Выступление на районном семинаре-практикуме Апельганс Любовь Николаевны. Воспитатель старшей, подготовительной группы, высшая квалификационная категория.

     

    Основываясь на результатах диагностики, собственных наблюдений мной было выявлено, что дети мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций, отсутствует самостоятельность в составлении рассказов, нарушена логическая последовательность изложения, наблюдаются смысловые пропуски, плохо развита память.

    Очень часто приходится прибегать к таким методам и приемам, как  напоминание, подсказка,  вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

    Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

    Что же делать? И вот, сегодня я хочу поделиться опытом как  помочь  ребенку составить полный, красивый рассказ, пересказать произведение близко к тексту или  без труда заучить стихотворение.

    В основу работы по формированию связной монологической речи был взят метод наглядного моделирования. В качестве моделей использовались:

    - геометрические фигуры;

    - символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

    - планы и условные обозначения, используемые в них;

    - мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы;

    - опорные схемы;

    - карточки — символы;

    - и т. д.

    Основные требования к материалу:

    ·         модель должна отображать обобщённый образ предмета;

    ·         раскрывать существенное в объекте;

    ·         замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

                                                                                                                         

    Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

        Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

    Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование у детей следующих умений:

             усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

             формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

             передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,

    Часто детям трудно даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей  часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались  наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий . А ведь основное для рассказчика - Это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.

     Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет мы используем картинно-графический план, который выступает здесь как  средство мнемотехники. На первых порах дети совместно с педагогом  учатся составлять модели, которые сопровождаются чтением произведения. Например, воспитатель читает  детям рассказ или сказку, а дети постепенно выставляют символы-заместители или зарисовывают схематично основные моменты услышанного. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту, который звучит в данный момент. На следующем этапе используем уже готовый картинно-графический план, когда дети самостоятельно следят по модели за происходящими событиями в читаемом произведении, а затем пересказывают текст. В последствие, к концу дошкольного возраста дети уже самостоятельно могут составлять модель по ходу чтения произведения.

    (показ-съемка фрагмента занятия).

     

     

             Вот такие схемы к рассказам  были  составлены самими детьми. Тексты произведений мы берем  в соответствии с рекомендуемым материалом для чтения по Примерной основной образовательной программе «От рождения до школы»

    Для  формирования у дошкольников элементарных представлений о структуре повествовательного текста и умение использовать средства связи, обеспечивающие его целостность, необходимо научить ребенка осмысливать тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности и завершать его. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель – «птичка». На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована также для анализа детских рассказов и самостоятельного составления текста.

     

     

    Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.

    Опорные схемы заметно облегчают детям овладение связной речью, они выступают в роли плана – подсказки, кроме того, наличие плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.

    Этапы работы со схемой-моделью:

    1.      Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

    2.     Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например домик               , волк              , медведь

    3.     Пересказ рассказа или сказки, т.е.  происходит отработка метода запоминания.

    Рассмотрим  схему по описанию времен года:

    Для детей младшего возраста используются модели цветные, упрощенные, для каждого времени года отдельная: (например – весна)

    http://mistergid.ru/image/upload/2011-08-11/330026694634_1296798275_vesna.jpg

    Для детей старшего дошкольного возраста для описания времен года используется одна схема, она более конкретна с большим количеством описываемых признаков.

              Так как работа по моделированию с детьми началась только со старшего возраста, мы решили работу по составлению описательных рассказов построить следующим образом:

    1.     Составление предложений по мнемодорожкам (весна)

    http://festival.1september.ru/articles/556663/img15.jpg   http://festival.1september.ru/articles/556663/img17.jpg   http://festival.1september.ru/articles/556663/img16.jpg   http://festival.1september.ru/articles/556663/img18.jpg

     

    И сейчас я вам предлагаю потренироваться. Вам нужно по каждой мнемодорожке составить 1 предложение, но чтобы оно было распространенное.

    Например:

    • Весной солнце часто появляется на голубом небе.
    • Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
    • Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
    • Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

     

    2.     Далее мы составляем с детьми рассказ по цветной модели в соответствии с методикой.

     

    http://festival.1september.ru/articles/556663/img11.jpg

    И вот что у нас получилось:

     (показ-съемка фрагмента занятия)

    3.     На этом этапе работы мы знакомим детей с  универсальной моделью  для описания времен  года и дети самостоятельно составляют рассказ. В модели обозначено 8 признаков.

    (демонстрация модели на слайде)

     

     

     

    При работе со схемой – моделью мы учим детей:

    - заменять ключевые слова в предложениях значками – символами; учим зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом) – если дети умеют читать;

    - самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель как план пересказа;

    - закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

     

             В конце каждого занятия  дети должны проанализировать свою работу и работу товарища. И как же трудно детям сделать анализ своему рассказу и тому, который  он услышал. Совсем недавно  мы стали применять такую модель:

    http://www.maaam.ru/upload/blogs/724742d01b382fe27772a1075b3bb827.jpg.jpg

    1 - Сохранена ли структура рассказа?

    2 - Громко или тихо рассказывал?

    3 - Употреблял ли в речи интересные слова, давал ли характеристику героям?

    4 - Рассказывал эмоционально или вяло, сухо? Интересно ли было слушать рассказ?

    При выборе моделей необходимо учитывать этап обучения, программные задачи, индивидуальные особенности детей.

     

     

    Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

    Этапы работы над стихотворением:

    1.     Выразительное чтение стихотворения.

    2.     Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

    3.     Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

    4.     Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

    5.     Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

    6.     Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

    7.     Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

    (тренинг с участниками семинара)

    (показ-съемка фрагмента занятия)

    Практика показала, что постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь,  записывай, рисуй схемы, черти графики».

     

    В своей работе мы пользуемся  как готовыми авторскими  схемами, так и самостоятельно разработанные.

    Совместно с детьми  была создана серия мнемотаблиц различной тематики: «Зима», «Весна», «Осень», «Мой дом, город,страна», «Птицы, насекомые, звери»,  «Моя семья» в которую входят стихи, пословицы, поговорки, приметы  и многое другие. (демонстрация папок)

    Очень полюбилась детям «Книга сказок». В ней собраны модели к различным произведениям, которые дети самостоятельно могут прочесть по волшебным картинкам.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: заведующая (19.04.2013)
    Просмотров: 6152 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Вход на сайт
    Поиск
    Для Вас, родители
  • Концептуальные основы ФГОС ДО
  • Порядок приема в МКДОУ
  • Воспитываем вместе
  • Играем вместе
  • Полезные ссылки
  • Полезные ссылки
  • Министерство образования РФ
  • Российское образование
  • Министерство Ирк.области
  • Единое окно доступа к обр.ресурсам
  • Единая коллекция цифровых обр.ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образ.ресурсов
  • Наши коллеги
  • МКДОУ д/с №2
  • МКДОУ д/с №5
  • МКДОУ д/с №8
  • МКДОУ д/с №13
  • МДОУ д/с №15
  • МДОУ д/с №16
  • МКДОУ д/с №20
  • МДОУ д/с №22
  • МБДОУ д/с №32
  • Наши достижения
  • Достижения педагогов
  • 2012 - 2013
  • 2013 - 2014
  • 2014 - 2015
  • Достижения воспитанников
  • 2012 - 2013
  • 2013 - 2014
  • 2014 - 2015
  • Архив
  • 2012 - 2013
  • 2013 - 2014